Суббота
27.04.2024
16:29
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Архив записей
Друзья сайта
school30.org.ru ipk.kuz-edu.ru muuo.ucoz.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МАРИЯ ПРИМОЧЕНКО

Главная » 2015 » Апрель » 24 » Молодой педагог: профессиональная адаптация
09:20
Молодой педагог: профессиональная адаптация

Молодой педагог: профессиональная адаптация

Мария Евгеньевна Примоченко,

учитель технологии,

МБОУ «СОШ №30»,

г. Калтан, п. Малиновка

Мне бы хотелось начать с определения, что такое профессиональная адаптация.

Профессиональная адаптация заключается в освоении профессиональных навыков, уяснении cпецифики работы. Каждый новичок прoходит стадию ученичества, форма которого зависит от характера организации и предыдущего опыта работы.

Профессиональная деятельность, по определению Э.Ф. Зeeра, это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, a также профессионально обусловленных качеств личности, в зависимости от содержания, предмета, цели, средств, способов и условий труда различают виды профессиональной деятельности [1].

К сожалению, молодые специалисты приходят в школу без практического опыта, а лишь с теоретическими знаниями педагогики и методики преподавания предмета. Увы, прохождения «практики» в институте оказывается недостаточно, чтобы полностью «окунуться» в атмосферу школьной жизни.

И вот, молодой педагог, полный энтузиазма и смотрящий с оптимизмом в свое светлое педагогического будущее сталкивается с реальностью выбранной профессии. Я не хочу сказать, что в школе на молодгого педагога смотрят, как на «жертву», или как на «объект для издевательств», совершенно нет. Я лишь хочу подчеркнуть, что выпускнику института, а тем более педагогического института, немного сложнее.

Во-первых, нет опыта проведения уроков и умения заинтересовать темой и предметом, в целом. Конечно, без опыта выступления на аудиторию, будет непросто при проведении уроков, но как говорится, опыт приходит с практикой.

Во-вторых, трудность в установлении взаимоотношений с учениками. Дети, наблюдающие из урока в урок неуверенность учителя, начинают этим пользоваться, отсюда и нарушение дисциплины, и конфликтные ситуации на уроке. Но если посмотреть на это с другой стороны, то оказывается, молодому педагогу проще найти общий язык с детьми, потому как, сам он недавно был на их месте.

В-третьих, хорошие отметки в дипломе не являются показателем профессионального мастерства педагога. Действительно, все лекции и рассказы преподавателей не идут ни в какое сравнение с тем, с чем сталкивается педагог, придя в школу.

В-четвертых, отсутствует опыт ведения документации, классных журналов, написания планов и конспектов уроков. Не спорю, составлению планов уроков и рабочих программ нас учили, но вот составлению отчетов за четверть, заполнению журнала приходилось учиться на месте.

На мой взгляд, важным фактором адаптации молодого педагога является вовлеченность его не только в учебную деятельность, но и участие в конкурсном движении, в общественной работе школы.

Мне, как молодому педагогу, хотелось бы поделиться ощущениями и впечатлениями первых лет работы в школе.

Как я боялась своего первого урока! В последний раз я так нервничала на защите дипломной работы. С каким интересом на меня смотрели девочки 7 класса, оценивая не только мой внешний вид, но и что говорю и с какой интонацией. Это был полнейший провал! После первого посещения завучем моего урока я проревела минут пятнадцать. Ведь все воспринималось с позиции «хорошо-плохо». Сейчас я понимаю, какие это были пустяки. Но в то же время, с приходом новых классов в новом учебном году, все равно присутствует некоторое волнение на первом уроке.

Помню свое первое участие в конкурсе, выступление перед аудиторией преподавателей, администрацией управления образования и такими же молодыми специалистами, с трясущимися руками и дрожью в голосе.

Помню свой первый мастер-класс на городском семинаре, свои переживания по поводу того, что не успела все показать, что планировала.

Отработав год мне дали классное руководство над 7 классом. С девочками класса я была знакома по урокам, а вот с мальчиками предстояла тяжелая работа. Первые два месяца мальчики моего класса меня не воспринимали, как классного руководителя, постоянно хамили, грубили. Но через 2 месяца школьный праздник нас сплотил. А может мне и помогло то, что мои «подопечные» являются ровесниками моего брата. Наблюдая за братом, его интересами, поведением мне удалось найти общие точки соприкосновения с мальчишками класса. За эти три года мы вместе пережили победы, и поражения в соревнованиях, походы на природу, поездки в кинотеатры и многое другое.

Достаточно сложной была работа с родителями учащихся из-за отстутсвия знаний по семейному воспитатнию, умению вести педагогическое просвещение родителей, привлекать их к совместной работе.

Но любая работа имеет свой результат, в моем случае это получение первой квалификационной категории.

По истичению трех лет, я стала чувствовать себя при проведении уроков гораздо уверенней, чем в первый раз.

Проведение мастер-классов постепенно перестало быть «нервной пыткой», наоборот, радуешься или подбадриваешь участников.

Что касается классного руководства, то это огромное поле для работы. С взрослением детей, появляются «ежедневные хлопоты».Это касается и посещаемости, и успеваемости, и поведения на уроках, и внешнего вида.

Для некоторых детей этап взросления проходит почти незаметно, но есть дети, которые требуют к себе повышенного внимания. И тут пригодится умение вести беседу, умение убедить, где-то успокоить, где-то помочь в конфликтной ситуации. К моему сожалению, не все всегда получается, как хотелось бы.

При работе с родителями, трудностей не стало меньше. Удивительно, какими бывают разными родители. Кто-то интересуется школьной жизнью ребенка, звонит, относится с пониманием и поддержкой к просьбам классного руководителя, а кто-то, наоборот, относится с неким безраличием. Так что в этой области, как и в работе с детьми предстоит трудиться ежедневно.

Как бы трудно не приходилось в первые годы работы, сколько раз бы руки не опускались, когда видишь что твоя беседа повлияла на решение или поведение ребенка, когда на уроках у детей получается выполнить заданное, когда видишь огонек в глазах детей после победы в конкурсе, тогда понимаешь, что профессия, выбранная тобой правильна.

Особенно хотелось бы поблагодарить педагогов-наставников в моем профессиональном становлении, ведь благодаря их методической, психологической и дружеской поддержке я достигла этих результатов.

Возвращаюсь к определению профессиональной адаптации.

Процесс профессиональной адаптации y каждого педагога индивидуален и зависит от множества факторов, но в целом он связан с понятием «адаптированность», которая определяется как освоение норм профессиональной деятельности. Достижение соответствия нормам обеспечивает качественную профессиональную деятельность, оптимальную работоспособность и является базой, фундаментом, непременным условием для развития творческиx способностей педагогa, совершенствования профессионального мастерства, формирования индивидуального стиля деятельности.

Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процессa можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере (в целом освоена педагогическая деятельность, осуществляется творческий подход к методикам преподавания, профессиональное мастерство высокo оценивается коллегами и учащимися). В сфере отношений и взаимодействия с коллегами также отмечается психологический комфорт, а психофизиологическое состояние не приводит к появлению нервно-психических заболеваний [1].


 

Список литературы

1. Коноваленко К. В. Профессиональная адаптация молодых педагогов к современным условиям дошкольного образовательного учреждения [Текст] / К. В. Коноваленко // Молодой ученый. — 2013. — №10. — С. 512-514.

Просмотров: 797 | Добавил: MaryDans | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]