Тема урока:
ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ. РАСКРОЙ ФАРТУКА
Цели: ознакомить учащихся с правилами подготовки ткани к раскрою,
приемами фартука; сформировать навыки по подготовке ткани к раскрою и раскрою
фартука; воспитывать чувство бережливости, аккуратность, внимательность;
развивать наблюдательность, сообразительность.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, готовая выкройка, ткань,
линейка, сантиметровая лента, портновский мел, булавки
Ход урока
I.
Организация урока.
Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Объяснение
нового материала.
Слово учителя.
- ткань для изготовления фартука
должна отвечать следующим требованиям:
Гигиенические – ткань должна быть гладкой, не ворсистой (мало
загрязняется и хорошо отстирывается).
Эстетические – ткань должна быть светлых тонов, это более
гигиенично и дает возможность применения различных отделок, если же ткань с
рисунком, лучше, чтобы он был мелким.
Ткань пред раскроем готовят:
осматривают ткань и, если есть дефекты, их отмечают мелом, чтобы они не попали
на детали кроя.
Если ткань с рисунком, то надо
рассмотреть, как направлены его детали – в одну или разные стороны. Это
придется учитывать при раскладке, чтобы на всех деталях изделия было одно
направления рисунка.
Лицевую сторону ткани (учащиеся
сами объясняют способы ее определения) в данном случае определяют для того,
чтобы правильно сложить ткань для раскроя (лицевой стороной внутрь).
Направление долевой нити в ткани
надо знать для того, чтобы располагать детали выкройки согласно указанному на
них направлению.
Перед раскроем ткань подвергают
влажно – тепловой обработке (декатировке), ткань увлажняют и утюжат, т.к. на
измятой ткани детали выкройки ложатся неточно и крой получается искаженным.
Кромку ткани лучше срезать, так как шов с кромкой получается очень плотным. Его
трудно обрабатывать, а после стирки это место изделия стягивается.
Раскладка выкроек на ткани и раскрой
Раскладка выкроек на ткань
выполняется в следующей последовательности:
- Складываем ткань пополам, лицевой стороной вовнутрь, выравниваем с
помощью угольника поперечный срез ткани (чтобы не было перекоса деталей при
раскладке выкроек). Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала
раскладываем крупные детали, а затем более мелкие.
- Раскладываем выкройки детали на ткань,
учитываем направление долевой нити.
- По очереди каждую деталь выкройки
прикалываем булавками к ткани.
- Детали обводим мелом рядом с контуром
выкройки – по этим линиям будут проходить швы.
- потом контур выкройки обводим еще раз,
отпуская от нее на ширину припуска.
Нижняя часть фартука:
по нижнему и боковым срезам 1,5 см;
по верхнему срезу – 1 см.
·
Намечаем место расположения
кармана
·
Проводим раскрой ткани по вторым
линиям
Обязательно необходимо
производить самоконтроль или взаимоконтроль не после выполнения операции
раскроя, а до вырезания деталей изделия, чтобы иметь возможность исправить
допущенную ошибку. (Об этом необходимо предупредить учащихся)
Детали кроя фартука
1. нижняя часть фартука 1 деталь
2. карман – 2 детали
3. пояс – 2 детали
IV. Практическая работа.
Учащиеся выполняют практическую работу: 1)
подготовка ткани к раскрою; 2) раскладка выкроек на ткани и обвод их; 3)
раскрой деталей фартука.
Обязательно перед началом
практической работы напоминанием о требованиях, предъявляемых к качеству
полученного кроя: срезы деталей должны быть ровными, припуски на обработку
срезов равномерными по всей длине и соответствовать технологической карте.
Обязательно повторить правила техники безопасности при
работе с иглой, ножницами, булавками, утюгом.
V.
Целевые
обходы учителя
При обходе рабочих мест, учитель
контролирует соблюдение техники безопасности, технологических условий,
правильность накладывания выкроек, обводки их и прибавления припусков.
Учащиеся выполняют вырезание
деталей кроя только после проверки учителем правильности выполнения работы.
VI. Закрепление изученного
материала.
Вопросы:
- Какие
операции входят в подготовку ткани к раскрою?
- Как
учитываются дефекты ткани при раскрое?
- Почему
при раскладке выкройки на ткани деталь обводится два раза?
VII. Анализ урока.
Учитель анализирует урок, делает
необходимые замечания, Оценивает выполненную работу, объявляет оценки.
Домашнее задание: сметать боковые и нижний срезы
|